Wikipedia
Календарь ацтеков
Кто на сайте:
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Теночтитлан (Tenochtitlan)
Общие сведения
Название своё город получил в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус".
Озёра долины Мехико Город был столицей ацтекской империи и располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак). Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи.
С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот: на север в Тепейакак, на юг в Истапалапу и в Койоакан, на запад в Тлакопан и в Чапультепек. "Ясно видны были три дамбы, ведущие в Мексику, с их перерывами и мостами- через Истапалапан, по которой мы четыре дня тому назад вступили в столицу, через Тлакопу, по которой нам суждено было через целых 6 месяцев спасаться ночной порой, и через Тепеакилу" - *. От западного берега Тескоко город находился на расстоянии около 1 км. А с востока для защиты от наводнений была построена каменная плотина (Истапалапская дорога).
Долина Мехико - (20,8 Kb) Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины. В южной её части находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана. Высокие горные цепи окружают долину почти со всех сторон. А на юго-востоке её, словно два гигантских недремлющих стража, возвышаются вулканы - покрытый вечными снегами Попокатепетль ("Дымящая гора") и его спутница Ицтаксиуатль ("Спящая женщина"). Есть здесь и другие вулканы - помельче. Часть из них - постоянно действующие. Другие же молчат уже многие столетия, по крайней мере, на протяжении всей письменной истории Мексики.
Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени. Например, в Лондоне (в то время) проживало более чем в 4 раза меньшее количество людей. Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением (а по оценкам некоторых специалистов - 250 тысяч). Площадь города по некоторым оценкам достигала 12 км2.
Теночтитлан делился на 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города располагался гигантский ритуальный центр. В каждом из четырёх кварталов имелся свой храмовый комплекс и находилось специальное здание, в котором обитал глава данного района. В Теночтитлане было построено множество зданий - храмов, школ, служебных построек и домов. Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Наводнения и оседание грунта влияли на сооружения, которые из-за этого неоднократно перестраивались и ремонтировались.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Город пересекало 6 основных каналов и множество более мелких. "Всё озеро было, как на ладони; множество лодок сновало туда и сюда, доставляя людей и продукты в любой дом; а над домами повсюду высились, точно крепости, пирамиды храмов с часовнями и башенками на вершине".
Центр города был занят гигантским по размеру ритуальным центром с множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм. Священный центр был окружен защитной стеной, длина которой достигала 500 метров, а сам центр представлял из себя "город в городе" площадью более 1200 м2. Стена называлась Коатепантли ("змеиная стена"), названная так из-за выгравированных на ней голов змей, которые составляли внешний орнамент стены. Войти в центр можно было только через ворота - по одному с каждой стороны. Центр использовался для проведения праздников, общих собраний и некоторых ритуалов.
Для снабжения жителей питьевой водой, в городе была построена сеть акведуков, главный из которых брал начало из источника на холме Чапультепек, находящийся на западной стороне озера и доставлялся по дамбе. "Ясно виден был и водопровод Чапультепекский, снабжавший весь город питьевой водой", - писал Берналь Диас.
В Тлателолько (северной части города) располагался главный рынок города, который по описанию испанцев, был очень большой и хорошо организованный, с огромным разнообразием товаров. "Внизу под ними кишел рынок с его многочисленной толпой, и шум его был слышен на далёкую округу. Некоторые из нас, побывавшие в Константинополе и даже исходившие всю Италию, уверяли, что нигде они не встречали столь большого и добро устроенного рынка".
Несмотря на то, что город фактически находился на воде, сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными (в некоторых местах с них собирали до семи урожаев в год), а культуры выращенные на них потом свозились на рынок в Теночтитлане, в район под названием Тлателолько.
Правитель Теночтитлана и его знать жили в центре города, вблизи ритуальных сооружений. Дворец правителя был самым удивительным местом в городе. Остальное же население жило по окраинам города группами, которые назывались кальпулли ("группы домов") и состояли из тех, кто выполнял один вид работ и их родственников. Каждый клан селился отдельным жилым массивом, состоявшим из одноэтажных домов. Дома эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из кирпича. Жилища соединялись в комплекс, в котором проживала обычно семья, включавшая от 2 до 6 малых родственных семей. Каждая женатая пара, как правило, занимала одну постройку из одной-двух комнат или один этаж в двухэтажном доме. Некоторые дома были всё же очень большими (дома знати), и часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Нередко они были построены из камня (известняка).
История
В 1322 году правитель города Кулуакан прогоняет мешиков из своих земель, и они перебираются вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").
Там, на острове озера Тескоко, ацтеки наяву наблюдают древнее пророчество. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Получив знак свыше, ацтеки решают основать на острове свой город - Теночтитлан. В 1325 году была основана будущая столица ацтекской империи.
В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город-спутник Тлателолько.
Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм, посвящённый Уитцилопочтли (но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше).
В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.
В 1473 году Ашайакатль (правитель Теночтитлана) покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.
В 1483 году новый правитель ацтеков Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") решает перестроить главный теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Ацтеки делают его ещё выше, величественнее и мощнее. А завершает его перестройку 19 февраля 1487 года новый тлатоани ацтеков - Ауитсотль. Он же был вынужден заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так был построен второй акведук в городе.
Несмотря на наличие дамб, в 1503 году сильные ливневые дожди затопляют город Теночтитлан.
Первыми из европейцев город увидели Эрнан Кортес и его солдаты, вступившие в него 8 ноября 1519 года.
В "ночь печали" с 30 июня на 1 июля 1520 года (по данным Гомара; по Диасу это произошло в ночь на 11 июня) Кортес вынужден был бежать из города, гонимый ацтекским войском.
Но Кортес не намерен был отказаться от своей цели… В первых числах июня 1521 года он блокирует Теночтитлан и начинает штурмовать его.
13 августа 1521 года после 70-ти дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Город лежал в развалинах…
Достопримечательности Теночтитлана
Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад, а в высоту он достигал 45 метров. Размеры храма были такими: "Весь храм, как мне кажется, занимал огромную площадь, на которой могло бы поместиться сот пять обычных домов. Всё здание имело форму пирамиды с усечённой вершиной, на которой помещались башенки с идолами; ступени, идущие уступами, не имели перил". Широкая двойная лестница в 114 ступеней вела на самую вершину пирамиды, где на площадке стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. "Взобравшись на самый верх, мы увидали площадку с несколькими крупными камнями, на которые кладутся жертвы. Подле стоял громадный истукан, вроде дракона, окружённый столь же отвратительными изваяниями, и весь пол кругом был забрызган, свежей ещё, кровью". Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.
Описание храма: "Середину занимали два алтаря, на которых высились два идола громадных размеров и неуклюжей формы. Один из них представлял бога войны с широким лицом, безобразными свирепыми глазами; в одной руке был лук, в другой, оттопыренной, связка стрел; тело чудовища было опутано какими- то змеями, а подле него изображён малый бес, как бы паж бога войны, державший короткое копьё и богато изукрашенный щит; всё было густо покрыто золотом, драгоценными камнями и жемчугом. На шее главного идола висело несколько человеческих масок, а также сердец из золота и серебра. Перед идолом стояли курительницы с местным ладаном "копалем", на них три сердца только что замученных индейцев. Стены и пол чернели от человеческой крови и распространяли отвратительную вонь".
Храм посвящённый Тлалоку выглядел таким образом: "На самой высшей точке всего храма была ещё и другая капелла, изукрашенная чудной резьбой; там тоже был идол, получеловек полуящерица, наполовину закрытый; эта закрытая часть, говорили нам, изображает землю, произрастительницу всех семян и растений, а само божество - бог плодородия. Но и тут была ужасная вонь от той же ужасной причины - запёкшейся, гниющей крови. Здесь же хранится колоссальный барабан, обтянутый кожей какой-то исполинской змеи; звук этого адского инструмента, слышимый на целую милю, нагоняет несказанную тоску. Тут же помещалось и множество других храмовых принадлежностей - большие и малые трубы, всякие жертвенные ножи из камня, множество обгорелых, сморщенных человеческих сердец". Всего в столице (по некоторым данным) было около 300 храмов меньшего размера нежели Великий храм.
Ритуальный центр. "Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Саламанке, окружён двойной стеной, выложен большими гладкими плитами. Всюду величайшая чистота, нигде ни соринки, ни травки", таково первое впечатление о центре оставленное Берналем Диасом. В самом центре было множество громадных дворов: "Вокруг одного из дворов шли жилища "пап" и прочей храмовой челяди, а в особом большом доме находилось множество знатных девушек, живших здесь в строгом затворе вроде монашек, с особым даже своим небольшим храмом…". Существовала данная женская школа (тельпочкалли) при храме бога Уитцилопочтли. Для обучения в школе набирались девочки, достигшие 12-13 лет. Воспитанницы находились в храме в течение всего дня, а на ночь отправлялись домой. Их называли девами покаяния или сёстрами Уитцилопочтли. Они носили белую без украшений одежду, при поступлении в школу коротко отрезали себе волосы, а потом отпускали их. Занятия продолжались ровно год, а потом они могли покинуть школу и выйти замуж, но был и другой вариант - девочки могли давать обет служения на 1-3 года (иногда и на больший срок). В некоторых раннеколониальных источниках хронисты называют их чиуатламакаце ("совершенная женщина").
"Следует упомянуть здесь лишь о небольшом здании в виде башни. Вход в него охранялся двумя разинутыми каменными пастями с огромными клыками, и воистину это был вход в адскую пасть: ибо внутри было множество идолов, а в соседнем помещении много посуды для варки жертвенного мяса, всякие ножи и топоры, точно у мясников. Вблизи же были заготовлены штабели дров, а также водоёмы чудесной чистой воды, прямо из общего городского водопровода".
Главный рынок - тиангис. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Он был настолько велик, что шум его был слышен на расстоянии пяти километров. Этот рынок был открыт каждый день (другие действующие в городе рынки были открыты для торговли раз в пять дней). Каждый вид торговли имел своё собственное место, а наиболее объёмные товары (например, камень, доски, брусья и т.п.) располагались ещё и на трёх главных магистралях (продолжениях дамб). Все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. За порядком на рынке следили государственные служащие и судьи, которые решали все возникающие споры, кроме них на рынке, на всякий случай, находились и врачи.
Дамбы. Высота дамб в общем достигала "30 и более шагов" и сооружались они из "дерева и земли". Дамбы возводились постепенно, учитывая подъём уровня воды в озере, чтобы решить проблему затопления жилищ и чинамп. В основном дамбы служили для передвижения по ним. В нескольких местах они прерывались протоками, которые обеспечивали свободный переток воды из одной части озера в другую и проход для лодок. Дамба по которой Кортес вошёл в город по его описаниям составляла в длину более 9 километров, а в ширину две длины копья, так что восемь всадников могли ехать рядом. На этой дамбе располагались 3 города, в каждом из которых было от трёх до шести тысяч домов, а его жители занимались соляной торговлей. Вход в Теночтитлан с этой дамбы перекрывал мост в десять шагов шириной, со съёмными несущими балками.
Акведук. Для снабжения города водой, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком и имевшие в ширину два шага и в глубину два стадия - по описаниям Кортеса. "Толщина струи" (потока воды) была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Когда один из них перекрывали для очистки, то по другому вода продолжала поступать в город. Сам канал доходил до самого центра и имел множество ответвлений в разные концы города и даже в отдельные дома, а все жители пользовались водой из него. Всего в городе было 3 акведука.
Дворец тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. В нём имелись также комнаты для заседаний совета и суда, помимо жилых помещений самого тлатоани, его жён и личных слуг. Во дворце размещалась и имперская гвардия, сильно напоминавшая двор, поскольку в неё входили вся наиболее родовитая знать страны. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. По одному из описаний, это сооружение имело 20 входов, по которым можно было выйти за пределы дворцового комплекса на прилегающие к дворцовым постройкам территории. Испанцы писали, что не зная расположения помещений, в этом дворце можно было легко заблудится. Все помещения комплекса так или иначе соединялись выходами в несколько патио (внутренние дворики, открытые помещения). В одном из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала по скрытым каналам в другие части дома. Весь дворец-комплекс тлатоани располагался за пределами ритуального центра. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. За одними только птицами ухаживали три сотни слуг. Существовал даже орнитологический госпиталь для больных птиц. Наряду с диковинными птицамии зверями во дворце содержались и диковинные люди: карлики и всякие уродцы. Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху.
Дворец Ашайакатля. Здание выходило своей тыльной частью на Великий храм, а от дворца тлатоани было отделено только вольерами для птиц и храмом Тецкатлипоки. Дворец был огромен и являлся наполовину сокровищницей, а наполовину - храмом (ранее он использовался как закрытая обитель для жриц). Во дворце было множество залов, в которых могли разместиться до полторы сотен человек. Одна из зал была замурована непосредственно перед приходом испанцев (которых разместили в этом дворце). Однако люди Кортеса заметили заложенную кирпичом дверь и, взломав её, увидели несколько комнат, набитых ценностями, собранными отцом Монтесумы II за двенадцать лет его правления, - идолы, изделия из перьев, украшения, драгоценные камни, серебро и огромное количество золота: "Зрелище всего этого богатства ошеломило нас. Будучи в то время юношей и никогда прежде не видя подобных богатств, я был убеждён, что нигде в мире больше не может существовать такого хранилища".
Цомпантли. Недалеко от главных ворот Великого храма был расположен цомпантли. Выглядел он в форме амфитеатра, в котором черепа были установлены рядами между камнями, зубами наружу. В конце цомпантли стояли две башни, построенные из строительного раствора и черепов. Сверху было воткнуто более 70-ти высоких шестов со штырями, на которые были нанизаны через виски по пять черепов. Всего испанцы насчитали там 136000 черепов.
|
Категория: Города | Добавил: Una (05.06.2011)
|
Просмотров: 3815 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|